Мокрые полотенца, крепкие объятия, холодная вода из-под крана — все средства хороши, чтобы потушить пожар и вернуть напарника к вменяемому состоянию. Рассказываем, как купировать панические настроения, чем отличается состояние аффекта от несдержанности. Бонусом — советы экспертов, как разговаривать с человеком, когда острая фаза позади.
Определимся с терминами
Истерика — это неконтролируемая вспышка острого эмоционального возбуждения. Она может случиться прямо на рабочем месте — например, от перенапряжения, длительного стресса, сильного нервного истощения. Причины могут крыться и в личных проблемах коллеги.
В истерике люди не могут себя контролировать и не реагируют на слова окружающих. Такая невосприимчивость отличает истерику от несдержанности и разгоряченности. Признаки истерики — это слезы, судорожные движения, приступы агрессии. Человек может плакать в голос, кричать, размахивать руками, бросаться вещами или ломать их. Просьбы успокоиться и вразумительные доводы здесь уже не работают, — поясняет Надежда Нечаева, руководитель отдела по подбору персонала МФК «Честное слово».
Обычно истерический припадок длится 5-7 минут, затем идет на спад. Три спутника острой фазы у человека:
- чрезмерно эмоционально реагирует на все, нарушает принятые в обществе нормы поведения
- теряет контроль над собой, действует неадекватно, непредсказуемо, теряет способность мыслить логически
- потеет, дрожит, плачет, краснеет, прерывисто дышит
Истерика как метод манипуляции
Если нервный срыв больше похож на театральное шоу — коллега принимает пафосные позы, катается по полу — есть вероятность, что он просто играет на публику. А если такое поведение повторяется, это уже не звоночек, а пожарный колокол для руководителя.
Например, сотрудник может разыграть драму, чтобы переложить на кого-то неприятную задачу, пытаться разжалобить начальника, чтобы избежать штрафа за грубое нарушение.
Честно говоря, у меня достаточно твердая позиция по этому поводу. Истерика при людях на рабочем месте — это инструмент манипуляции. Если у человека происходит что-то действительно тяжелое, невыносимое для его нервной системы, он идет плакать в кладовую или бьет боксерскую грушу. Когда сотрудник устраивает истерику с элементами шоу, при этом вы понимаете, что с ним не случилось ничего из ряда вон выходящего, надо сразу задуматься — нужен ли в вашей команде такой человек? — полагает Виктория Шухат, эксперт в сфере управления, автор и ведущая обучающей онлайн-программы для руководителей «Управленец».
Драмтеатр на работе может стать серьезным вызовом для руководителя, особенно если тот молодой и неопытный. Главное правило — не реагировать на истерическое поведение сотрудника так же эмоционально. Руководитель должен анализировать ситуацию с холодной головой.
Я рекомендую активное прослушивание. Позвольте истеричному сотруднику высказаться и выразить свои эмоции. Проявите понимание и поддержку, покажите, что готовы выслушать. Но — это очень важно — не вступайте в споры и не оправдывайте эмоциональные проявления человека. Отвечайте терпеливо и объективно, сосредоточьтесь на решении проблемы, — советует Александр Сизых, QA Lead в Дневник.ру.
Как привести человека в чувство: приемы и техники
Настоящую истерику психологи сравнивают с пожаром. Так что кричать «держи себя в руках» и взывать к разуму в разгар срыва бесполезно. Пожар нужно потушить — иногда в буквальном смысле, водой. Эффективные способы:
- отвести коллегу к раковине, включить холодную воду, помочь умыться
- принести мокрое полотенце и протереть лицо коллеги
- дать стакан с водой и предложить пить медленными глотками
Если у вас с коллегой достаточно доверительные отношения, можно крепко обнять его или встряхнуть. Желательно увести человека в тихое прохладное помещение, успокоить, дать выплакаться. Лучше воздержаться от резких и неожиданных действий — не нужно брызгать в лицо водой или бить по щекам.
Не советую давать истерящему человеку пощечину, как это обычно показывают в фильмах. Есть более эффективный и гуманный способ — помочь нормализовать дыхание. В процессе истерики оно, как и сердцебиение, учащается, сбивается. Эмоции захватывают вплоть до того, что человек начинает задыхаться. Коллеге нужно "продышаться", тогда физиология окажет свое положительное влияние — истерика прекратится, — считает психолог Инесса Спинка.
Предложите человеку медленно вдыхать и выдыхать, а сами станьте метрономом — считайте вслух «раз-и, два-и». Хорошо работает практика «коробочного дыхания» с квадратом на равный счет. Практикующий психолог Ольга Сафронова предлагает выполнять прием на три доли:
«Продышите» коллегу по схеме: медленный вдох (1-2-3), задержка дыхания (1-2-3), медленный выдох (1-2-3), задержка дыхания (1-2-3). Сделайте несколько таких циклов. Истерика прекратится быстрее, если человека отвести в тихое уединенное место.
Если призыв к дыхательным упражнениям не работает в закрытом помещении, выведите коллегу на свежий воздух. Как только дыхательные практики начнут действовать, можно переходить к разговору и выяснить суть проблемы. При этом лучше сразу не возвращаться туда, где началась истерика. Например, можно немного прогуляться и побеседовать.
Есть более жесткие методы. Виктория Шухат, которая считает публичную истерику манипуляцией, предлагает такую схему:
Когда сотрудник проявляет все буйство своих чувств, срывая при этом работу, ему следует сказать: “Так, стоп, я в таком тоне общаться не могу. Поговорим, когда успокоитесь”. Чтобы привлечь внимание, нужно произвести резкий и громкий звук: что-то разбить, ударить тяжелой папкой по столу. А когда человек придет в себя, надо подарить ему успокоительное, порекомендовать обратиться к психологу. И твердо сообщить, что это была первая и последняя истерика на рабочем месте.
На заметку руководителям
Если у сотрудника регулярно возникают истерики, это звоночек: либо нынешняя должность — не для него, либо стоит пересмотреть его нагрузку — работы чересчур много, а ответственность слишком высока.
Как поддержать коллегу после истерики
Купировали приступ — отлично, теперь можно и поговорить. Тут пригодится подборка советов, как избегать ссор и конфликтов, когда команда на взводе. Дополним ее рекомендациями Зинаиды Бурмис, эксперта по личному бренду и продажам в социальных сетях:
Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации. Оставьте категоричные суждения при себе, говорите нейтрально и обтекаемо. Покажите, что понимаете точку зрения коллеги, даже если не разделяете ее.
Больше слушайте, меньше говорите. Дайте человеку сформулировать и высказать ключевые мысли. Задавайте уточняющие вопросы, включите режим «Вы хотите об этом поговорить?»
Сосредоточьтесь на фактах. Направьте внимание коллеги на конкретные аргументы, действия, события. Ведите беседу в конструктивное русло, снижайте градус эмоций.
Предложите решение проблемы. «Если бы со мной такое произошло, я бы…» — а дальше предлагайте план действий, нащупывайте компромисс, перебирайте варианты.
Подытожим и сведем к пошаговой схеме: коллега в истерике > мы сохраняем спокойствие > снимаем приступ физическими воздействиями > начинаем любые разговоры только после того, как человек пришел в себя.